В поиске идеального авто: курс на Восток
Фокус автомобильного рынка в России сместился с запада на восток. О том, как обстоят дела в Ульяновске, мы поговорили с генеральным директором управляющей компании «Авторай» Андреем Чигиряевым.
- Андрей, расскажите, пожалуйста, с какими показателями компания АВТОРАЙ завершила 2023 год?
- В 2023 году компания АВТОРАЙ, если говорить про продажи авто, реализовала порядка семи тысяч единиц. Это и новые автомобили, и машины с пробегом. Из них доля новых авто составляет порядка 40%.
- Если говорить о долях рынка, то какое сейчас положение занимает компания АВТОРАЙ?
- По различным оценкам, наша компания занимает чуть менее половины доли рынка и по новым автомобилям, и по автомобилям с пробегом. При этом на 2024 год цели ставим самые амбициозные. В цифры вдаваться пока не будем, но мы собираемся нарастить долю рынка за счет открытия новых дилерских центров. Недавно стартовали продажи по брендам Changan. В апреле ульяновским покупателям будет представлен бренд Tank, также рассматриваем открытие еще ряда дилерств.
- Что касается экспансии китайских брендов – что сейчас можно сказать о спросе на автомобили из Поднебесной? Как оцениваете их качество, исходя из собственного опыта и отзывов клиентов?
- Спрос на китайские авто у россиян, и Ульяновск не исключение, растет от месяца к месяцу, при этом есть модели и бренды, которые вызывают у покупателей стабильный интерес. В нашем портфеле это Chery, с которым мы работаем уже более трех лет, есть клиенты, которые меняют только модели, оставаясь в пределах самого бренда. Высокий интерес есть к маркам, раскрученным федеральной рекламой от импортеров, например, Changan и Tank, которые также пользуются популярностью среди покупателей.
- И вы решили сделать ставку именно на эти бренды?
- Мы оценили перспективы их развития, как с точки зрения спроса, так и с точки зрения выстраивания логистических цепочек по запасным частям. Например, Changan планирует увеличить гарантию на 10 лет или на 260 тысяч километров пробега – это достаточно серьезное заявление, поддержанное действующими логистическими цепочками и стабильной гарантийной политикой. Поэтому мы выбрали те бренды, в развитии которых уверены – то есть те, у кого есть своя история в Китае, с правильным импортерским подходом в Россию.
- Если говорить конкретно про Changan, какие у него сейчас есть конкурентные преимущества?
- Changan – один из самых старейших и крупных автобрендов в Китае. По статистике, каждые 20 секунд в мире на дорогах становится на один автомобиль этого бренда больше, соответственно, и счастливых обладателей данного авто. И этому есть подтверждение – мы только объявили, что открываем дилерский центр в Заволжье, как у нас появились первые контракты. Даже до того, как мы привезли машины в Ульяновск.
- Также, по нашей информации, именно у Changan сейчас самый большой модельный ряд…
- Да, в России сейчас представлено 14 сертифицированных моделей, которые можно приобрести официально, со всеми гарантийными преимуществами, в том числе в дилерском центре «Changan Центр Авторай-Заволжье».
- То есть, можно сказать, что каждый потребитель найдет для себя подходящий автомобиль?
- Совершенно верно. У Changan представлены и седаны, и кроссоверы, и даже пикапы.
- Соответственно, компания переориентируется с корейских и европейских брендов, которые доминировали несколько лет назад, на китайские. Повлияло ли это на экономику компании?
- Безусловно, да, влияние есть. Сначала был большой спрос на эти автомобили, потом была надежда на параллельный импорт, сейчас мы видим, что картина изменилась и дилеры – не только АВТОРАЙ – зарабатывают на продаже именно китайских авто, причем продажи выстроены через правильные партнерские каналы. Соответственно, сейчас мы вышли на стабильную экономику и рост.
- Учитывая текущую экономическую ситуацию, какое соотношение сейчас между реализацией авто с пробегом и новых автомобилей, какие перспективы есть у каждого из направлений?
- Каждое направление развивается по-своему. Считаю, что категория новых авто будет потребляться в большем объеме, потому что к покупателям приходит понимание, что это действительно достойная техника, по технологичности и дизайну китайские автомобили в какой-то степени уже превосходят и корейские и, частично, европейские марки. Дальше стоит только научиться понимать, что это за бренд, как он чувствует себя на российском рынке, какая у него гарантийная поддержка. Поэтому с появлением новых брендов, люди будут потреблять их с большим удовольствием. При этом остаются скептики, которые пока не меняют свои авто, либо меняют б/у на б/у, просто на более свежие. Это как раз те клиенты, которые приобретают у нас автомобили в салонах «Авторай-ЭКСПЕРТ».
В любом случае, оба направления продолжат рост. Учитывая общую экономическую ситуацию часть людей будут стремиться к большей эксплуатации уже имеющихся авто, а впоследствии менять их не на новые, а на авто с пробегом. Это выправит упавший в 2022 году спрос, и общие тренды как в направлении новых авто, так и автомобилей с пробегом будут позитивными.
- Как справляется АВТОРАЙ с возросшей нагрузкой в части рынка труда? Закрывается ли потребность в кадрах?
- Для этого компания проделывает большую работу. Мы понимаем, что на рынке Ульяновска нет такого количества кадров, которые смогли бы покрыть необходимость компании, причем не только в количестве, но и в качестве. У нас трудятся достаточно менеджеров, привлеченных из крупных автомобильных холдингов России. Более того, в компании создана программа подготовки кадрового резерва, сейчас мы готовим будущих руководителей. Также мы работаем с продающим и обслуживающим персоналом, для этого у нас есть множество обучающих программ внутри компании. Мы вкладываемся в наши кадры и в их развитие.